Психологическая безопасность в школе
Опубликовано: 15.10.2020
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик.
Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.
Анализ современных исследований позволил установить, что психологическая безопасность образовательной среды школы может рассматриваться во взаимосвязи с понятиями «защищенность», «социальная среда» и «угроза».
Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей.
Угроза является основным понятием области обеспечения психологической безопасности среды. Риск является мерой опасности, а угроза — высшей степенью опасности. В качестве основных угроз для участников образовательной среды школы рассматриваются отсутствие или частичное признание референтной значимости среды, отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия, отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия, представляющего собой основную угрозу психологической безопасности. Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников.
Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы является защищенность от психологического насилия во взаимодействии. На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности, они вызывают нарушения в познавательной сфере и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний, формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям. Причинами психологического насилия являются биологические факторы, семейные отношения, средовые факторы и межличностные отношения. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия школа может лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений она способна контролировать и корректировать их.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим обеспечению психологической безопасности, относят доброжелательную атмосферу, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, повышение родительского и общественного участия, поддержка учащихся в период возрастных кризисов, удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью, внимание к просьбам и предложениям.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. Именно в процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, труду, другим людям, на примере его отношений к самому себе, формируется система отношений, черты характера учащихся. Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга, выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы, узнать различные точки зрения, рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт, умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик.
Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.
Анализ современных исследований позволил установить, что психологическая безопасность образовательной среды школы может рассматриваться во взаимосвязи с понятиями «защищенность», «социальная среда» и «угроза».
Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей.
Угроза является основным понятием области обеспечения психологической безопасности среды. Риск является мерой опасности, а угроза — высшей степенью опасности. В качестве основных угроз для участников образовательной среды школы рассматриваются отсутствие или частичное признание референтной значимости среды, отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия, отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия, представляющего собой основную угрозу психологической безопасности. Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников.
Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы является защищенность от психологического насилия во взаимодействии. На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности, они вызывают нарушения в познавательной сфере и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний, формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям. Причинами психологического насилия являются биологические факторы, семейные отношения, средовые факторы и межличностные отношения. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия школа может лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений она способна контролировать и корректировать их.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим обеспечению психологической безопасности, относят доброжелательную атмосферу, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, повышение родительского и общественного участия, поддержка учащихся в период возрастных кризисов, удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью, внимание к просьбам и предложениям.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. Именно в процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, труду, другим людям, на примере его отношений к самому себе, формируется система отношений, черты характера учащихся. Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга, выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы, узнать различные точки зрения, рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт, умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
- Психологическое проектирование безопасного образовательного простанства региона. (Скачать PDF 1.23Mb)
- Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. (Скачать PDF 1.18Mb)
- Родителям о психологической безопасности детей и подростков. (Скачать PDF 623Kb)
- Твоя психологическая безопасность. (Скачать PDF 2.96Mb)
- Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде. Методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций. (Скачать PDF 1.08Mb)
- Управленческо-организационная модель «Психологическая безопасность образовательного пространства» МБОУ «КСОШ № 3». (Скачать PDF 143Kb)
- Структура управления МБОУ «КСОШ № 3». (Скачать PDF 55Kb)
Просмотров: 237