Статьи и обзоры nachodki.ru

Функциональная грамотность - 4. Участие в мониторинговых исследованиях федерального и регионального уровней

Опубликовано: 11.10.2022

fg

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

fg

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

1. Управление деятельностью по формированию функциональной грамотности обучающихся

12.10.2022 схема фг

  1. Приказ от 30.01.2021 г. № 522 «О подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA в 2024 году.» pep1 (Скачать PDF 152Kb)
  2. Приказ от 12.09.2022 г. № 407-а «О мероприятиях по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA в 2024 году.» pep1 (Скачать PDF 144Kb)
  3. Приказ от 31.08.2022 г. № 383 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к участию в региональной оценке качества образования (по модели PISA) в 2024 году на 2022–2023 учебный год.» (Скачать PDF 77Kb)
  4. Аналитическая справка по итогам реализации плана по формированию функциональной грамотности в 2021–2022 году. (Скачать PDF 55Kb)
  5. План мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований (по модели PISA) в 2024 году на 2022–2023 учебный год. (Скачать PDF 116Kb)
  6. Аналитическая справка по итогам контроля систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности в рамках выполнения плана внутришкольного контроля в 2021–2022 ученом году. (Скачать PDF 64Kb)

2. Методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

  1. Методические рекомендации для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области. (Скачать PDF 1.55Mb)

3. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся, общественности по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Полезная информация

  1. Памятка для родителей по функциональной грамотности. (Скачать PDF 106Kb)
  2. Школьникам о функциональной грамотности. (Скачать PDF 365Kb)
  3. Протокол от 19.04.2022 г. № 3 заседания методического совета «Формируем функциональную грамотность обучающихся: с чего начать?» (Скачать PDF 100Kb)
  4. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  5. Открытые задания исследования PISA ФГБУ «ФИОКО»: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
  6. Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7–9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  7. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
  8. Протокол № 2а родительского лектория для родителей обучающихся 4–5 классов от 23.03.2022 г. (Скачать PDF 121Kb)
  9. Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла № 4 от 22 марта 2022 г. (Скачать PDF 52Kb)
  10. Протокол № 6 заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ КСОШ № 3 от 28.03.2022 г. (Скачать PDF 133Kb)

4. Участие в мониторинговых исследованиях федерального и регионального уровней

  1. Справка об участии педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности, участии педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании. (Скачать PDF 52Kb)
  2. Приказ от 16.05.2022 г. № 252 «Об участии в региональном мониторинге «Определение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6–7 классов.» (Скачать PDF 67Kb)
  3. Приказ от 06.10.2021 г. № 424 «Об участии во 2 этапе оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов.» (Скачать PDF 67Kb)
  4. Аналитическая справка по результатам участия общеобразовательных организаций Кингисеппского муниципального района в 1 и 2 этапах регионального мониторинга по формированию функциональной грамотности в 2021 году (март, октябрь). (Скачать PDF 77Kb)
  5. Аналитическая справка по итогам участия педагогов МБОУ «КСОШ №3» в тестировании «Самодиагностика управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности в 2021–2022 учебном году». (Скачать PDF 59Kb)
Просмотров: 1012