Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2. Естественнонаучная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями. |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
- Приказ от 30.01.2021 г. № 522 «О подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA в 2024 году.» (Скачать PDF 152Kb)
- Приказ от 12.09.2022 г. № 407-а «О мероприятиях по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA в 2024 году.» (Скачать PDF 144Kb)
- Приказ от 31.08.2022 г. № 383 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к участию в региональной оценке качества образования (по модели PISA) в 2024 году на 2022–2023 учебный год.» (Скачать PDF 77Kb)
- Аналитическая справка по итогам реализации плана по формированию функциональной грамотности в 2021–2022 году. (Скачать PDF 55Kb)
- План мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований (по модели PISA) в 2024 году на 2022–2023 учебный год. (Скачать PDF 116Kb)
- Аналитическая справка по итогам контроля систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности в рамках выполнения плана внутришкольного контроля в 2021–2022 ученом году. (Скачать PDF 64Kb)
- Методические рекомендации для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области. (Скачать PDF 1.55Mb)
Что такое функциональная грамотность
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Преимущества функциональной грамотности
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.
Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.
Полезная информация
- Памятка для родителей по функциональной грамотности. (Скачать PDF 106Kb)
- Школьникам о функциональной грамотности. (Скачать PDF 365Kb)
- Протокол от 19.04.2022 г. № 3 заседания методического совета «Формируем функциональную грамотность обучающихся: с чего начать?» (Скачать PDF 100Kb)
- Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Открытые задания исследования PISA ФГБУ «ФИОКО»: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7–9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Протокол № 2а родительского лектория для родителей обучающихся 4–5 классов от 23.03.2022 г. (Скачать PDF 121Kb)
- Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла № 4 от 22 марта 2022 г. (Скачать PDF 52Kb)
- Протокол № 6 заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ КСОШ № 3 от 28.03.2022 г. (Скачать PDF 133Kb)
- Справка об участии педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности, участии педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании. (Скачать PDF 52Kb)
- Приказ от 16.05.2022 г. № 252 «Об участии в региональном мониторинге «Определение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6–7 классов.» (Скачать PDF 67Kb)
- Приказ от 06.10.2021 г. № 424 «Об участии во 2 этапе оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов.» (Скачать PDF 67Kb)
- Аналитическая справка по результатам участия общеобразовательных организаций Кингисеппского муниципального района в 1 и 2 этапах регионального мониторинга по формированию функциональной грамотности в 2021 году (март, октябрь). (Скачать PDF 77Kb)
- Аналитическая справка по итогам участия педагогов МБОУ «КСОШ №3» в тестировании «Самодиагностика управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности в 2021–2022 учебном году». (Скачать PDF 59Kb)